Общероссийская негосударственная некоммерческая организация
«Национальное объединение cаморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания»

Всемирный банк провел в Московском автодорожном институте семинар по вопросам развития государственно-частного партнерства в области строительства дорог

10 июня 2011

8 июня 2011 г. Всемирный банк (ВБ) провел в Московском автодорожном институте (МАДИ) семинар по вопросам развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в области строительства и эксплуатации дорог. В работе семинара приняли участие представители научных кругов, а также ряда крупных инвестиционных, строительных компаний и банков России. Вел семинар консультант отдела транспортной инфраструктуры Всемирного банка (ВБ) Сезар Кейрос (Бразилия).

Представитель Всемирного банка отметил, что основным принципом организации проектов в рамках государственно-частного партнерства является гармония интересов государства и частных инвесторов. Государство получает возможность снижения бюджетных затрат на реализацию крупномасштабных строительных проектов и одновременно обеспечивает необходимые темпы развития инфраструктуры. Частные инвесторы в результате участия в долгосрочном концессионном соглашении получают возможность для надежного вложения своих капиталов с гарантированной отдачей. Кроме того, за счет государственных гарантий частные инвесторы получают доступ к более дешевым кредитным ресурсам.

При этом, по словам Сезара Кейроса, руководители государств в ходе принятия решения о применении модели ГЧП совершенно не ставятся перед выбором, развивать в своей стране государственную инфраструктуру или частную. Они выбирают между менее развитой инфраструктурой и более развитой, которая будет создана в рамках партнерства.

Докладчик отметил, что с начала 1990-х годов эта форма взаимодействия государства и бизнеса успешно реализуется в странах с высоким уровнем экономического развития (Великобритания, США, Франция), в странах с быстро развивающейся экономикой (Бразилия, Индия, Республика Корея), а также в странах так называемой переходной экономикой (Венгрия, Сербия, Хорватия).

Россия реализовала в рамках ГЧП международный проект запуска искусственных спутников Земли с платформы морского базирования («Морской старт»), в котором принимали участие как частные высокотехнологичные корпорации, так и государственные предприятия из США, Норвегии, Великобритании и Украины. Реализуется проект строительства Западного скоростного диаметра - дороги в 46,6 км вокруг Санкт-Петербурга.

Эксперт ВБ представил участникам семинара несколько форм его взаимодействия с государством в рамках ГЧП в порядке увеличения доли участия частного бизнеса – это контракты на управление и содержание, концессионные соглашения на эксплуатацию и содержание и концессии по схеме строительство – эксплуатация – передача. Значительное финансовое участие государства в проектах ГЧП в виде прямых капиталовложений и предоставления грантов характерно для более экономически развитых стран. В странах с развивающейся экономикой (в частности, на родине Сезара Кейроса - в Бразилии) государство старается привлекать частных инвесторов выгодными условиями контрактов, не вкладывая в строительство объектов транспортной инфраструктуры бюджетные деньги. При этом в развитых странах тендеры на участие в проектах в рамках ГЧП чаще выигрывают как раз те фирмы, которые в обосновании своих заявок предлагают более весомую долю финансового участия государства.

В ходе семинара Сезар Кейрос представил «Инструментарий для ГЧП в дорожном хозяйстве». Этот методический документ был разработан группой международных экспертов под руководством ВБ с целью оказания содействия разработчикам политики в области развития транспортной инфраструктуры развивающихся стран в осуществлении мероприятий, стимулирующих участие частного сектора в дорожном хозяйстве и его финансировании. Сезар Кейрос отметил, что Инструментарий позволяет лучше понять, где и при каких условиях можно применять государственно-частное партнерство. Одной из важнейших составляющих этого документа, который размещен на официальном сайте ВБ, является компьютерная программа, позволяющую оценивать финансовую успешность проекта строительства дороги в рамках ГЧП и моделировать возможные управленческие решения на различных этапах его реализации.

Активное участие в работе семинара принял заместитель директора Центра государственно-частного партнерства «Внешэкономбанка» (ВЭБ) Владимир Сидоров. Он отметил, что в связи с недостаточностью средств бюджетной системы в России возможности местных администраций развивать общественную, и в том числе транспортную инфраструктуру за счет бюджетного финансирования существенно меньше, чем масштаб проблем, которые необходимо решать. Ответом на данный вызов как раз и является государственно-частное партнерство.

Пресс-служба НОИЗ