1 !--

Общероссийская негосударственная некоммерческая организация
«Национальное объединение cаморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания»

Участники российско-американского форума обсудили перспективы сотрудничества между градостроительными объединениями двух стран

Пресс-служба НОИЗ, от 18 апреля 2011

В марте 2011 года руководитель аппарата Национального объединения изыскателей, генеральный директор СРО НП «Центризыскания» А.В. Акимов в составе делегации руководителей изыскательских и строительных СРО, а также ряда ведущих научно-исследовательских организаций совершил поездку в США. Он принял участие в Российско-американском форуме, который состоялся в Нью-Йорке 22-23 марта, ознакомился с работой выставки «Строй-экспо» в Лас-Вегасе.

В беседе с сотрудником пресс-службы НОИЗ А.В.Акимов поделился своими впечатлениями от поездки, рассказал о некоторых особенностях американской системы государственных закупок в области строительства, о подходах коллег из США к организации повышения квалификации специалистов.

В конце марта в составе делегации российских специалистов в области строительства вы побывали в США. Расскажите о целях этой поездки, в какие мероприятиях удалось принять участие?

  • Целью поездки было посещение двух мероприятий – строительная выставка ЭКСПО в Лас-Вегасе и российско-американский форум, который решили назвать «Перестройка». С нашей стороны были представители строительных, проектных организаций, саморегулируемых организаций, представители национальных объединений, научно-исследовательских, проектных институтов и центров сертификации. С американской стороны были представители ряда девелоперских компаний, а также представители общественной некоммерческой организации Американское общество гражданских инженеров (ASCE).

Были представители девелоперских компаний. Они предложили и рассказали о своих подходах к гаражному строительству. Это, кстати, очень актуально для российских специалистов-дорожников, которые там присутствовали. Американские автомобильные стоянки – это, конечно, шедевр. Они строятся в торцах домов, на пустырях. Есть 10-12-уровневые открытые автоматизированные хранилища машин.

Они готовы поделиться своим опытом. Не исключено, что в Москве что-то такое в скором времени появится.

Как проходил российско-американский диалог на уровне профессионалов в области строительства, как американские коллеги воспринимают сейчас Россию?

  • Мы со своей стороны рассказали, что такое саморегулирование в строительной отрасли России, какие изменения происходят в российском законодательстве в плане технического регулирования. Мы при этом сделали акцент на нашем векторе в сторону адаптации к внешнему миру в плане технического регулирования. Мы разворачиваемся. Вместе с тем, не совсем всё и не совсем сразу мы хотим открыть и принять – сначала необходимо разобраться. Представители ASCE рассказали о приоритетах своей деятельности. Они нацелены в первую очередь на подготовку специалистов для строительной отрасли. Начинают работать со студентами профильных учебных заведений. Потом молодому специалисту присваивают ранг инженера без квалификации. То есть у них несколько степеней профессиональной аттестации – начиная от студентов и заканчивая специалистами самого высокого уровня, которые имеют достаточно большие права и имеют неограниченные возможности заниматься какими-то индивидуальными проектами и быть задействованными в корпоративных работах. И, самое главное, они имеют право подписи на ответственных документах и даже свою печать.

Эта общественная организация самостоятельно решает, какому учебному заведению разрешить выпускать инженеров строительного профиля и каким образом подключить тот или иной ВУЗ к программам подготовки специалистов в этой области. То есть они проводят аккредитацию высших учебных заведений.

Эта же организация занимается и подготовкой стандартов для инженеров-строителей. Стандартов профессионального образования и стандартов производственной деятельности инженеров.

Каковы подходы американцев к повышению квалификации специалистов?

  • Очень строгий подход к этой работе. Каждый уже аттестованный для работы на рынке строительных услуг должен не раз в пять лет проходить курсы. Кроме того, ежегодно они должны либо посетить 36 часов занятий - либо посещать центр, либо к ним приезжают волонтеры из числа квалифицированных специалистов-членов Общества и читают лекции.

В целом, что показалось интересным и достойным заимствования в работе этого профессионального объединения?

  • Вот как раз эта хорошо развитая и структурированная система постоянного повышения квалификации специалистов. Они сами вырабатывают эти стандарты, и сами же наблюдают за их исполнением. Кроме того, у них очень высокие личностные требования и очень высокая личная ответственность за непрерывность процесса обучения. У них совершенно четкое понимание того, что если ты получил диплом, это не значит, что ты что-то знаешь в этом мире. Ещё нужно несколько лет проработать, при этом непрерывно повышать свою квалификацию, быть в курсе всех новейших достижений в своей профессиональной области.

Поэтому происходит постоянный информационный обмен, в том числе и в ходе различных курсов повышения квалификации. И, ещё раз говорю, в чем отличие: у нас это делается раз в пять лет и, можно сказать, принудительно. Мы здесь вынуждены буквально заставлять директоров предприятий тратить какие-то деньги, чтобы отправлять специалистов на курсы. А в США это делают сами инженеры, потому что они понимают, что если каждый год они не наберут какое-то определенное количество часов, они потеряют квалификацию.

И, соответственно, в электронной рассылке каждый лицензированный инженер получает самые свежие отраслевые новости, новейшие технические стандарты. Это помимо того, что повышение квалификации происходит через личное общение в ходе выездных лекций, которые организует ассоциация. То есть ASCE постоянно курирует своих инженеров. Общество растит их, курирует, защищает. В тоже время, оно с них и спрашивает, если что-то не так, если, не дай Бог, "набедокурил" – для них это смертельно. Крайне редки эти случаи, но, тем не менее, бывает, что эти персональные лицензии аннулируются. Тем не менее, вся система находится под контролем.

Также существует некая система лицензирования именно организаций. То есть организация должна получить регистрацию в том или ином штате. Эта организация должна обязательно иметь какое-то определенное количество специалистов, чтобы её допустили на рынок строительных услуг в данном конкретном штате, власти которого проводят тендеры и т.д. Если она будет пустая, без специалистов, то у неё нет возможности получить работу на американском рынке. Кроме того, эта организация должна получить ещё и разрешение на строительство. А даётся оно после прохождения экспертизы. Правда, не такой экспертизы, как у нас (по градостроительным параметрам, по условиям площадки и функциональному назначению будущего объекта).

Они участвуют в федеральной системе госзакупок - осуществляют независимое экспертное сопровождение контрактов, участвуют в определении цены. Таких экспертов привлекают как муниципалитеты, так и частные заказчики на этапе подготовки тендеров и конкурсов. В рамках американской системы государственных и муниципальных закупок действует очень серьезная система предварительной квалификации. Она проходит пообъектно - по каждому объекту делаются т.н. шорт-листы претендентов. Т.е. заказчик декларирует, что ему нужны организации, которые имеют 20-летний опыт, 10 специалистов по определенному виду работ, 5 выполненных работ по объектам такого же типа, ежегодный оборот этих компаний должен быть такой. Либо задается планка по рейтингу среди американских компаний в той или иной области по капиталу или другим параметрам экономической деятельности. И дальше выбираются компании, которые соответствуют этим требованиям.

Вот что мне показалось интересным. Но я не сказал бы, что их система допуска к работам очень простая, прозрачная и они все довольны этой системой. Не так на самом деле. Там тоже существует бюрократия, существует там, мягко скажем, теневые тенденции, но у них это происходит в более цивилизованном виде.

Как видится Нью-Йорк глазами специалиста?

  • Вы знаете, для инженера-изыскателя он не очень интересен. Нью-Йорк – это скальные грунты, на которых можно, конечно, без проблем осуществлять все эти высотные проекты, которые там, собственно, и реализовывают с начала XX века на Манхэттене. Но это только 1/5 Нью-Йорка. Остальное – то, что называется «одноэтажная Америка», которая раскинулась на территории равной по площади какому-нибудь нашему Одинцовскому району Подмосковья. Честно говоря, кроме Манхэттена и мостов, которые туда ведут там, и смотреть-то больше нечего. Мосты действительно уникальные. Но сейчас они уже на 25 процентов ржавые и находятся или в аварийном или в полу аварийном состоянии.

Как на это реагируют надзорные органы, профессиональное сообщество?

  • Ситуация очень внимательно отслеживается. В соответствии с рекомендациями профессионалов местные власти принимаются соответствующие решения. Должен сказать, что Общество инженеров составляет ежегодный рейтинг объектов инфраструктуры городов – это мосты, тоннели, железные дороги, школы, библиотеки… Они ведут постоянную работу по проверке состояния таких объектов, выносят рейтинговую оценку, на основании которой можно подсчитать примерную стоимость их приведения в идеальное состояние. Так вот, в этом рейтинге нью-йоркские мосты, построенные в первой половине XX века, получили оценку, соответствующую трем с минусом. Вообще, инфраструктура города очень сильно обветшала. Эта общественная организация следит за ситуацией и по ключевым вопросам подает сигналы городским властям, которые время от времени что-то предпринимают – меняют коммуникации, ремонтируют мосты… Сейчас, например, с Бруклина на Манхэттен проехать просто невозможно – стоит пробка постоянная. И связано это с тем, что на всемирно известном Бруклинском мосту, который построили ещё во второй половине XIX века, ведутся ремонтные работы.

В целом, должен сказать, что Нью-Йорк являет собой зрелище довольно удручающее, потому что американцы всегда делали акцент на функциональности объектов капитального строительства, забывая, подчас, об эстетике городской среды. Прежде всего, это касается коммунальных объектов. Поэтому и мосты стоят ржавые и станции метро нависают какими-то сумасшедшими курятниками.

Специалисты поднимают эти вопросы?

  • Для них, повторяю, главное функциональность: чтобы вот эта ржавчина не превысила установленную норму. Дальше подключается ремонтная бригада – мы это видели, ездили по городу, много посмотрели по таким сооружениям.

Поражает также полный пофигизм в части этих вот пожарных лестниц, по которым должна осуществляться эвакуация людей в случае чрезвычайной ситуации. Очень многие дома с нормальными фасадами просто обезображены этими пожарными лестницами, которые вынесены именно на главный фасад.

От Лас-Вегаса, видимо, другое впечатление? Вообще, удалось увидеть какой-то архитектурно-строительный срез всей Америки?

  • К сожалению, нет. Лас-Вегас, это вообще не город в общем понимании. Это скорее, место паломничества туристов, которые едут со всего мира, да и тех же американцев, которые приезжают туда развлечься на неделю. Поэтому там кварталы образованы какими-то сюжетными линиями. Есть квартал, где расположен отель «Цезарь-палас». Здесь всё выдержано в античном стиле. Еще один квартал, где гостиницы выполнены в древнеегипетском стиле. Есть какие-то пиратские мотивы, связанные с романом Стивенсона «Остров сокровищ». Мы жили в венецианском квартале, внутри которого был специально прорыт канал. Представляете – гондолы, серенады по вечерам и вся гостиница выполнена в венецианском стиле.

В плане застройки всё это немного сумбурно и экстравагантно. В качестве среды для жизнедеятельности и проживания это, конечно, не годится.

Каковы ваши впечатления от личного общения с американскими коллегами?

  • Мы там очень хорошо пообщались. Один день был посвящен пленарному заседанию, а на следующий день был своего рода неформальный круглый стол. В узком кругу - 10-15 человек. Была великолепная возможность задать вопросы, обменяться мнениями. Мы много о них узнали, они о нас. Самое главное, что мы остались взаимно довольны друг другом, мы обогатили друг друга новыми знаниями.

Договорились, что мы должны осуществлять некое взаимопроникновение. Мы будем обеспечивать более свободный доступ на наши рынки американских компаний и американских инженеров. Соответственно, тех специалистов, которые хотят работать на американском рынке, американцы приглашают вступить в это Общество и получить соответствующие дипломы. Для этого необходимо заполнить соответствующую форму.

Мы это продекларировали, и мы будем это делать. Подготовили меморандум о сотрудничестве между НОИЗ и Американским обществом инженеров-строителей. Этот документ решено подписать в ходе ответного визита американской делегации в Москву, который должен состояться в ближайшее время.

Пресс-служба НОИЗ