1 !--

Общероссийская негосударственная некоммерческая организация
«Национальное объединение cаморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания»

Появилось понимание того, что некачественная работа одного члена СРО может поставить под угрозу само существование саморегулируемой организации

26 декабря 2011

Левон Рафаэлович, расскажите, пожалуйста, о работе СРО НП «Объединение изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов» в 2011 году.

  • Работа по саморегулированию внутри «Объединения изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов» вышла на уровень плановых показателей и даже превысила их по целому ряду направлений. Прежде всего, были отработаны все формы документов, которые предусмотрены федеральным законодательством. Мы постоянно обмениваемся опытом с другими саморегулируемыми организациями и видим, что наши документы выполнены на более высоком уровне и всесторонне освещают деятельность каждого нашего члена. В этом году окончательно сформировался штат сотрудников саморегулируемой организации. Наш персонал на сегодняшний день - это квалифицированные люди с опытом работы ещё в системе государственного лицензирования, а также новые люди, пришедшие с новыми идеями.

Было проведено два собрания членов нашей саморегулируемой организации, на которых мы получили полную поддержку действий и коллегиального, и исполнительного органа.

Работа идет в плановом режиме, без каких бы то ни было эксцессов. Мы встречаем понимание всех наших шагов, в том числе и при контрольных мероприятиях. Проведена соответствующая разъяснительная работа и все теперь прекрасно понимают, что любая недоброкачественная работа одного нашего члена (и некачественная проверка в том числе) может поставить под удар интересы всех наших членов и создать угрозу для самого существования организации. После этого вопросов у нас на эту тему не возникает.

Ваша оценка производственных показателей изыскательских предприятий в 2011 году.

  • Общий объем изыскательских работ за 2011 год возрос по сравнению с 2010 годом примерно на 13 процентов. Распределился он, конечно, неравномерно. Большая часть прироста приходится на крупные города, такие как Ростов-на-Дону, Краснодар, Минеральные воды и Сочи. Естественно, это те проекты, где, в основном, фигурируют федеральные деньги. Произошло и гораздо более заметное, чем в 2009 и 2010 году, расслоение. Уже сейчас мы можем приблизительно сказать, кто из 175 членов нашей саморегулируемой организации на какие объемы работ выходит в следующем году.

Как Вы оцениваете изменения в законодательстве, которые произошли в 2011 году, и взаимодействие между структурами саморегулирования и органами государственной власти?

  • Я считаю, что наше законодательство, несмотря на то, что оно спотыкается на каждом шагу, несмотря на то, что заносит его потихонечку то влево, то вправо, всё равно идет в верном направлении. И вопросов у нас, как у людей, которые занимаются практическим саморегулированием, а также у наших членов становится всё меньше. Тем не менее, они ещё остаются.

Взаимоотношения органов саморегулирования и органов государственной власти становятся более конструктивными. Из организаций, которых органы государственной власти отделили от себя, мы превращаемся в очень полезных консультантов и советчиков. Во всяком случае, в нашу организацию в этом году было не менее 8 обращений со стороны органов власти различных субъектов федерации с просьбой предоставить информацию по деятельности всей СРО и отдельных её членов. На местах к нам прислушиваются департаменты (либо министерства) строительства республик, краёв и областей, когда мы защищаем интересы наших членов. В 2011 г это происходило трижды.

Как, по вашему мнению, должен выглядеть механизм предварительной квалификации компаний-участников конкурса на проведение инженерных изысканий?

  • Мы уже выступали с предложениями по этому вопросу. Хотел бы выделить два из этих предложений. Во-первых, все участники, которые претендуют на тот или иной заказ, должны иметь опыт работы хотя бы на одном объекте в данном регионе. Это поставит заслон перед организациями, которые появляются ниоткуда и исчезают в никуда.

Второе. Предприятия, которые претендуют на победу в конкурсе, должны иметь в своем активе выполненный и успешно сданный объект с объемом финансирования не менее 75 проц от объема финансирования объекта, по которому они собираются работать. То есть, если предприятие выполнило работы на 7,5 млн рублей, то оно может претендовать на 10 млн, но никак не на 100 миллионов. Потому что такого опыта у них за плечами просто нет.

Уверен, что если включить эти пункты в предквалификационные требования, то это отсеет подавляющее большинство фирм-однодневок или тех фирм, которые просто пришли, чтобы срубить деньги и исчезнуть.

Удалось предпринять какие-то действия на уровне возглавляемой Вами саморегулируемой организации для повышения квалификации специалистов на предприятиях?

  • Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что по вопросам повышения квалификации мы контактируем только с государственными высшими учебными заведениями. Мы с самого начала поставили это во главу угла и к услугам коммерческих, негосударственных образовательных учреждений мы никогда не прибегали. Кроме того, все программы, по которым мы повышаем квалификацию наших членов, являются активной переработкой тех программ, которые были созданы еще в период лицензирования. Были использованы рекомендации всех трёх Национальных объединений. Также в этих программах учтены особенности территорий тех регионов, где работают наши организации. Там есть зоны с высокой сейсмичностью, карстоопасные районы и т.д.

Скажите, а в вашем регионе есть какие-то крупные образовательные и научные центры, которые занимаются инженерно-изыскательским направлением?

  • В первую очередь этот Ростовский государственный строительный университет (РГСУ). Это лидер в области строительного образования в Южном и Северокавказском округах. Мы с Булавиным Виктором Анатольевичем, генеральным директором СРО НП «Объединение изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов» много лет преподаем в этом ВУЗе и занимаемся изыскательской наукой. Направления нашей научной деятельности, в основном, связаны с изысканиями. Причем, это не только изыскания, связанные, предположим, с геодезией или геологией. Это и изыскания по строительным материалам, по грунтовым строительным материалам. Т.е. это ещё и смежные области.

В качестве крупных образовательных и научных центров можно назвать также Кабардино-Балкарский государственный университет, Северо-Кавказский технологический университет, Карачаево-Черкесскую технологическую академию, Грозненский нефтяной университет, где, по традиции, очень мощный строительный факультет.

Всего у нас заключены договора с восемью строительными ВУЗами в нашем регионе.

В ходе состоявшейся в середине декабря конференции по проблемам инженерных изысканий президент КС СРО НП «АИИС» М.И.Богданов в очередной раз озвучил собственное мнение о профессиональной компетентности Совета нашего Национального объединения. Как Вы оцениваете его высказывания?

  • Ну, я, во-первых, хотел бы напомнить два обстоятельства. Сам по себе тезис о том, что какой-то отраслью должен руководить человек, имеющий базовое образование, непосредственно связанное с этой отраслью, в корне ошибочен. Это давно уже признано на всех уровнях. Даже у врачей, знаете, есть такая расхожая фраза: «Нет больших сволочей, чем генералы из врачей». Это врачи так говорят! Потому что они относятся к министрам и заместителям министров из своей среды очень сдержанно, предпочитая, чтобы ими руководили администраторы. Потому что специалисты должны решать конкретные профессиональные вопросы.

Кроме того, если делать такие далеко идущие обобщения по типу Богданова, то давайте посмотрим на руководителей государства, на министров. Если применить к ним условия Богданова, то тогда надо очень многое менять. Не проще ли поменять самого Богданова?

Лично я считаю, что управлять процессом должен человек, имеющий навыки административной работы. Он должен иметь базовое строительное образование. Потому что строительное образование, тем более ПГС, который заканчивали мы с Виктором Анатольевичем, включает в себя курс инженерных изысканий, и очень подробный курс. Он должен знать основные законы развития административного процесса и способы управления этими процессами. В сочетании с профессиональными советами сотрудников (пусть даже не занимающих ведущие позиции в организации) это и даёт тот оптимальный сплав, который в конечном итоге приводит к нормальным, рациональным решениям.

Вместе с тем, человек, имеющий инженерно-изыскательское образование, но не обладающий какими-то административными талантами (что мы и видим на примере того же самого Богданова) может привести организацию на грань катастрофы. Что, собственно, уже и происходит с «АИИСом».

Одним из самых заметных событий 2011 года стало изменение статуса негосударственной экспертизы, которая по многим категориям объектов получила равные права с экспертизой государственной? Каких результатов Вы ждете от этого решения?

  • Дело в том, что мы не видим полной расшифровки этого решения и условий такого уравнивания. Например, руководитель государственной экспертизы в нашем регионе категорически отказывается от комментариев. А если сравнивать неофициальные комментарии, скажем, руководителя федеральной экспертизы и руководителя областной экспертизы, то они отличаются друг от друга коренным образом. У меня такое впечатление, что стопроцентного понимания по этому вопросу пока ещё нет и в Минрегионе.

Поэтому я думаю, что надо дождаться 1 апреля, когда это решение вступит в силу. А что касается взгляда на перспективу, то, по моему мнению, уравнивание прав негосударственной и государственной экспертизы вполне разумно для определенных категорий объектов. И более того, я считал бы весьма желательным и перспективным процессом создание органов негосударственной экспертизы, которые находились бы в тесном контакте с саморегулируемыми организациями. Это была бы очень большая помощь самим членам саморегулируемых организаций. Кроме того, эти органы негосударственной экспертизы были бы обеспечены работой внутри той или иной организации.

Какова роль материалов изученности в процессе изыскательских исследований в такой большой стране, как наша, и как вы оцениваете проект Положения о формировании и ведении Государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий, опубликованный на сайте НОИЗ?

  • Я посмотрел этот проект, хотя пока ещё не очень внимательно. В целом, я одобряю эту идею. Было бы неплохо иметь такой фонд. Насколько я понимаю, это те самые архивы, которыми сейчас ведают территориальные ТИСИЗы. Не знаю как в других регионах, но у нас эти территориальные ТИСИЗы давно утеряли свою главенствующую роль в процессе изыскательских исследований. Я вижу это на примере нашего, ростовского и соседнего, краснодарского ТИСИЗов.

На сегодняшний день они владеют архивами и, вместе с тем, являются акционерными обществами. Поэтому при выдаче этих материалов иногда возникают конкурентные мотивы.

Естественно, архив должен храниться либо в какой-то государственной организации, либо в тех же саморегулируемых организациях, куда он должен быть передан в соответствии с определенным договором.

Если не секрет, о чем на этот раз будет Ваш новогодний тост?

За долгую и счастливую жизнь саморегулирования! Не менее длинную, по крайней мере, чем у государственного лицензирования. А это 18 лет.

Понятно. Ну что ж, большое спасибо Вам за интервью, Левон Рафаэлович! И от себя лично, и от пресс-службы Национального объединения поздравляю Вас с наступающим Новым годом!

  • Спасибо. Вас также.

Пресс-служба НОИЗ